МБУК "Слободо - Туринский районный
историко - краеведческий музей"
623930, Свердловская область, Слободо-Туринский район, село Туринская Слобода, улица Октябрьская, дом 12
тел. +7(343) 61 2-14-04, e-mail: slmuseum84@yandex.ru

Продолжаем рассказы Музейки

Продолжаем рассказы Музейки о старинных предметах, которые хранятся в нашем музее. Сегодня мы расскажем вам о замечательном изобретение наших предков. О чуде, созданном с любовью для самых сладких снов младенца, которое, к сожалению, почти не используется сейчас. А ведь когда-то это изобретение было просто незаменимым, без него не обходилась ни одна изба. И это колыбель!
Колыбель — это кроватка или корзина небольших размеров (около 50 см в ширину и до 100 см в длину), подвешенная к специальным креплениям или установленная на опорах, основное предназначение которой – укачивать младенца. Колыбель разные народы называли по-разному: зыбка, люлька, качалка, колыбелька. В одной колыбельке могло вырасти несколько поколений. Историки считают, что история люльки началась с рождением первых людей, праотцов человечества. Выбирался материал для будущей зыбки ответственно: это не должна была быть осина. Считалось, что это дерево привлекает нечистую силу, ребенок в такой колыбельке умрет. Применяли камыш, лубок, сосновую дранку и кору липы.
Матери готовили полог на зыбку, что также было очень важным моментом: полог защищал не только от комаров, мух и света, но и от злых сил. Ткань подбиралась красивая или вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В бедной семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан. На дно зыбки стелилась солома, покрывалась ветошью или старой одеждой. В богатых семьях изготавливалась перина для младенца, набиваемая лебяжьим пухом. У многих народностей существовало древнее поверье: нельзя было ломать, жечь или удлинять колыбельку, это могло сократить жизнь малыша. В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а если еще не было, то изготавливалась она с молитвами и любовью. А затем передавалась из поколения в поколение: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному. Зыбка, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить 200 лет.
На ней писали год рождения ребенка. Если позволяли средства, зыбка заказывалась хорошему мастеру с добрым сердцем. Он творил люльку с умением и благословясь. Люди победнее мастерили колыбельки сами. Если семья хотела, чтобы детей было много, то муж уходил в лес и отыскивал там дерево, которое достойно стать люлькой для продолжателей его рода.
К зыбке крепились различные яркие вещички — разноцветные лоскуточки ткани, расписные ложечки. Внутрь помещали маленькие иконки и кресты. У бедных крестьян погремушкой мог послужить высушенный бычий пузырь с зерном внутри. Такая погремушка издавала мягкие звуки, не гремела.
Главным достоинством люлек, зыбок являлась возможность их подвешивания не только в доме, но и в поле, и в лесу. В Сибири сохранилось выражение «детей растить на березе», что значит в подвешенной люльке. Подвешивалась зыбка за подтопком, в задней части избы. В матицу (бревно, служащее опорой для потолочных досок) крепко-накрепко вбивалось кольцо, к которому крепили качок — виток прочной толстой проволоки. На виток подвешивалась зыбка. Состоятельные семьи для “зыбания” (укачивания) своего дитяти нанимали нянек из бедных крестьян. Это обычно были девочки семи – восьми лет, среди которых попадались «славные пестуньи» — талантливые нянечки, способные быстро угомонить заигравшегося или капризничающего ребенка.
Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: у потолка скапливался самый теплый воздух, что обеспечивало обогрев малышу. К тому же, у многих народов существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребенка, так он лучше растет и накапливает жизненную энергию. Пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые. Чтобы защитить от них ребенка, под люльку клали разные колющие предметы: ножи, ножницы или гребень.
Качать пустую зыбку строго-настрого возбранялось, считалось, что ребеночек в ней не сможет спокойно спать. Эта примета сохранилась до наших дней в отношении кроватки или коляски. Колыбельный век заканчивался для малыша, как только его отнимали от груди, или когда в семье случалось новое пополнение. В крестьянских избах не было отдельных кроватей для детей, они спали рядышком на полатях.
Отучить малыша от уютной зыбки было делом не простым. Для этого прибегали к разным хитростям: наряжали мужика «Букой» в вывернутый мехом наверх тулуп, приделывали мочальную бороду, в руки давали клюку. Он вбегал в горницу и, схватив люльку, уносил ее прочь. А удивленному ребенку объясняли: «Бука унес зыбку в лес свою дитятку «зыбать». Обычно такой прием действовал безотказно.